Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Эпоха кризиса

Эпоха кризисаЭпоха кризиса, переживавшегося европейским Западом в XV в, была эпохой подлинного — не «возрождения классической давности», а рождения Европы, рождения нового, Европейского, В некоторых отношениях, быть может, менее здорового, нежели античное, или средневековое, но более богатого возможностями, сознания, что сказалось в Европе — история реальная есть процесс, который только условно поддается расчленению на периоды, обычно, почему-то по столетиям — лишь позже поры именуемой эпохою Возрождения, — в творчестве Шекспира, Раблэ, Эразма, Монтеня, Паскаля, затем Свифта, и наконец, Гете, Шопенгауэра, самого же Ницше, Достоевского, Пруста, вообще всех ярчайших выразителей специфического Европейского Гения. Высказывая это, я только позволил себе выразить то, что скрыто заключено в уже давно вошедшей в общее у историков употребление формулы, определяющей Петрарку как «первого современного Человека». Формула эта, однако требует поправки. Если отвлечься от традиционного противопоставления «Европы», или «AbendlancTa», и «Византии», то таким первым современным человеком следовало бы счесть не Петрарку, а — с значительными оговорками — Михаила Пселла.

Ницше гениально определил в чем состоит сущность современного, зрелого, сознания — в «Pathos der Distanz», переживание расстояния отделяющего Я от не-Я, более того — Я, как познающего субъекта от Я, как объекта самопознания. Pathos der Distanz — основа иронии и юмора, в которых одержимое этим пафосом Я обретает свое духовное успокоение. В пору классической древности человек, бывший, повторяю, прежде всего Гражданином, Был одержим пафосом дистанции в значительно меньшей степени нежели европейский человек. То, что мы зовем «греческим чудом», возникло на почве незаинтересованного изумления скорее перед Космосом, чем перед человеческим Я. Эврипид в этом отношении составляет, кажется, исключение. Ироническое же переживание жизни достигает, в период, предшествующий возникновению «Европы», своей высшей точки в пору Апулея и Лукиана — т. е. — опять-таки «декаданса», заката античной культуры. В Европе-же первым, в этом отношении, является Пселл.