Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Коронная армия

Коронная армияНаиболее раннее из сохранившихся свидетельств относится к 1615 г., когда соответствующие «расспросные речи» были посланы под Смоленск русским послам, которые вели здесь мирные переговоры с комиссарами Речи Посполитой. В этом тексте говорилось, что казаки отказались присоединяться к коронной армии, так как их «хотят ляхи в свою ляцкую веру привести». Для этого они в Киеве «попечатали» «русские церкви все», а в других местах сделать это боятся, так как их «побьют черкасы».

Уже это свидетельство позволяет поставить вопрос о характере восприятия в народной среде конфликта, вызванного к жизни Брестской унией. О каком-либо расколе в среде «русского» народа Речи Посполитой, о каких-либо сторонниках унии из числа «русских» людей здесь не говорится. Источник конфликта — действия враждебной внешней силы — это действия «ляхов», которые хотят заставить казаков принять «ляцкую» веру Для этого они прибегают к административным мерам, к насилию, «запечатывая», т. е. закрывая «русские» церкви в Киеве. Обращает на себя внимание, что конфликт рассматривается в «этнических» категориях — это конфликт между приверженцами «ляшской» веры — «ляхами» и приверженцами «русской» веры — «русскими» людьми. Каких-либо порицаний «ляшской» веры в рассказе не содержится. Забегая вперед, следует отметить, что и последующие записи «расспро — сных речей» не содержат каких-либо отрицательных суждений о ней. По-видимому, «простые» люди ничего против католической веры, как веры другого народа — поляков, не имели. Сопротивление вызывали действия, направленные на то, чтобы заставить «русских» людей принять эту веру. Одновременно рассказ проливает определенный свет на отношение простых людей к Речи Посполитой. Это было государство, власть в котором находилась в руках «ляхов», которые использовали ее против «русских» людей. Как возможный противник «ляхов» в тексте выступают казаки.