Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Люди древности

Люди древностиСколько бы он ни возвеличивал великих людей древности, особенно Платона и Гомера, наибольшее влияние на его творчество оказал все же, как кажется, Лукиан. Ирония — основная черта всего его творчества. Ему ничего не стоит избрать предметом самых яростных нападок то, что спустя несколько времени станет предметом превосходящего все границы восхваления панегирика его обвинительная речь против патриарха Михаила Керуллария, — а затем похвальное слово ему-же) — и именно оттого, что он ко всему равнодушен это ему все чуждо. Одними только некрасивыми личными его качествами этого не объяснить. Их было бы недостаточно для достижения того художественного совершенства, каким отличаются некоторые места его мемуаров — напр, в особенности то, что он рассказывает о дворе Константина IX, об отношениях между этим монархом и придворным шутом. Мастерство изложения здесь сводится к тому ледяному спокойствию, простоте речи, отсутствию каких бы то ни было элементов высказывания, которые бы свидетельствовали об отношении автора к предмету повествования, — что резко контрастирует с тем убогим, уродливым, жалким, отвратительносмешным, о чем автор говорит; это-то и усугубляет впечатление гротескности, возникающее у читателя. Не случайно как раз этот отрывок из «Хронографии» в переводе Рено включен Полем Валери в один из номеров ) его «Commerce», периодических сборников произведений наиболее характерных для Нашего Времени. Надобно было обладать в высшей мере способностью «переживания дистанции», чтобы рассказать о том, чему автор был свидетелем, именно так, как у него рассказано. С этим же связана та особенность Пселла, которая бросилась в глаза всем писавшим о нем — его самовлюбленность. И опять-таки, это не случайное, специфически-личное его свойство, а признак времени, один из элементов жизненного стиля его эпохи. Что это так, явствует из совпадения его в этом отношении с двумя самыми типичными представителями позднего Ренессанса — Бенвенуто Челлини и Кардано. Самовлюбленность, эгоцентризм — последствие духовного одиночества, оторванности от жизни. Правда, Пселл не был «отшельником в миру».