Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Начало поворота

Начало поворотаУ людей, пострадавших во время восстания, складывалось представление о «реестровых» казаках, как враждебной силе, выступавшей против «русского» народа и его «веры». Поражение казацкого войска в битве под Кумейками объясняли тем, что «черкасы многие старшины их от християнские веры отступили и превратились к латынской и к папежской вере». Бежавшие на русскую территорию рассказывали, что казаки все перебиты, «только, де, те черкасы осталися, которые с ляхами стали ляцкую веру веровать под юнею». И на этот раз утверждение о переходе «реестровых» казаков в унию нельзя подкрепить какими — либо свидетельствами. Такой вывод вытекает из наблюдений над действиями «реетровых». Они «пристали к полякам» и вместе с ними «во всех… литовских городех русские веры всяких людей побивают разными казньми», а следовательно, отказались от своего народа и своей веры.

Восстание 1637-1638 гг. стало началом поворота в отношениях между казачеством и православной иерархией. Первоначально православное духовенство было для казачества особо важной частью «русского народа», которую следует защищать от «ляхов», желающих лишить «русский» народ «своей» веры. Войско Запорожское не только участвовало в поставлении вопреки воле властей митрополита и епископов, но и обеспечивало в дальнейшем опеку над ними и их охрану. Как писал митрополит Иов Борецкий царю Михаилу Федоровичу, они живут «криющись под криле христолюбивого воинства черкаских молодцов». Митрополит Иов Борецкий и Исайя Копинский неоднократно бывали на казацких радах, участники которых ценили их мнение. Приведенный выше пример, когда выступление Исайи Копинского привело к устранению от власти старшинской верхушки, может служить хорошей иллюстрацией этих слов.