Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Нарушитель канонов

Нарушитель каноновПоэтому он отозвал его, как нарушителя канонов, в Бремен». Сигтунский епископ Адальвард упомянут в качестве одного из свидетелей в грамоте архиепископа Адальберта от 1069 г. После смерти Адальварда архиепископ «поставил взамен него какого-то Тадика из Рамелслоха, который из-за любви к чреву предпочитал быть голодным дома, чем апостолом на чужбине». Сигтуна упоминается как епископство и в «флорентийском списке» , где Упсала, как известно, отсутствует. Под 1134 г. в лундском помяннике говорится о гибели в битве епископа Сигтуны Хенрика, тот же епископ Хенрик под 1129 г. упомянут и в «Житии святого Ботвида» как один из тех, кто обрел мощи святого. Однако здесь, в позднем памятнике, он ошибочно именуется упсальским епископом. И лишь под 1141 и 1142 гг. обнаруживаются записи об упсальском епископе Сиварде, который был свидетелем в двух грамотах гамбург-бременского архиепископа Адальберона. Епископская церковь могла быть построена в Старой Упсале только после решения собиравшегося здесь тин — га Тиундаланда или даже всешведского тинга, которое, очевидно, и имело место во второй трети XII столетия, хотя источники ничего об этом не сообщают.

Остается неясным, какие территории находились под юрисдикцией сигтунского епископства. Были ли это Сёдерманланд и Вестманланд, или некоторая область с неопределенными границами, которая не совпадала ни с одной из исторических областей Швеции? Возможно также, что окрестности Сигтуны были еще языческими, и она оставалась христианским островком среди языческой периферии. Мы знаем, что преемник Сигтуны — упсальское епископство охватывало также Хельсингланд и часть современного Норланда, Аландские острова и Финляндию. Однако о ситуации до середины XII в. никаких сведений не сохранилось. Епископство в Старой Упсале, которое во второй половине XIII в., после пожара, переехало в город Эстра Арос, нынешнюю Упсалу, уже в 1164 г. стало первым и единственным вплоть до Реформации шведским архиепископством. Все, что мы знаем из письменных и археологических источников, говорит о том, что это место было важнейшим культовым центром и местом сбора всешведского тинга. Территория церковного двора с большим, сгоревшим впоследствии, трехнефным собором отчасти перекрывается на городском ареале Старой Упсалы с территорией королевской резиденции. Важнейшим источником по истории этого епископства остается грамота об основании шведского архиепископства в 1164 г. Там сказано, что под власть этой церковной провинции, во главе которой встал монах шведского цистерцианского монастыря Альвастра Стефан, передаются епископства с центрами в Скаре, Линчёпинге, Стренгнесе и Аросе. Такие же перечисления мы находим в провинциалах кардинала Альбини от 1188 или 1189 г. и в Liber Censuum 1192 г. Известно также, что в Старой Упсале хранились мощи святого короля Эрика Эдвардссона, погибшего около 1160 г., откуда в 1271 г. они были вместе с епископской резиденцией перенесены в Эстра Арос — современную Упсалу.