Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Несуществующие народы

Несуществующие народыНепонятно, ведет ли автор речь о своих собственных временах или о первой половине X в., о которой он повествует в книге I своего сочинения. В любом случае Бирка снова помещается «в середине Швеции», более того, неподалеку от Упсалы, а населяющие окрестность племена названы готами, т. е., вероятно, «ётами». Географическая номенклатура Адама, как известно, очень неоднозначна и породила целую литературу. Ясно, что в первом из приведенных пассажей говорится исключительно о несуществующих народах, имена которых заимствованы хронистом из ученой традиции. Если во втором пассаже также идет речь не о ётах, а о готах, то он может оказаться сродни первому. Но дело в том, что епископ Бирки Хилтин-Иоанн упоминается не только у Адама, но и в нескольких других источниках. Более того, этот человек был современником Адама, так что сведения о нем должны быть точными. В Бирке побывал епископ Адальвард Младший: «От спутников епископа Адальварда нам известно, что, когда он впервые приехал в Сигтуну, чтобы отслужить мессу, ему преподнесли LXX марок серебра. {Ибо} подобным благочестием отличаются все народы северных стран. Тогда же, так как было по пути, он завернул в Бирку, которая ныне сведена в ничто, так что едва ли различимы следы города. Поэтому он не смог разыскать могилу святого архиепископа Унни». Судя по известиям схолии, Бирка уже была разрушена. Что же это означает? Хилтин — Иоанн никогда не ездил в свою епархию, а был епископом лишь номинально, как многие другие, упоминаемые в хронике люди? Зачем же в таком случае дважды упоминать о его назначении? Вот схолия 94: «Адальвард Старший был назначен епископом в Готию, Младший в Сигтуну и Уппсалу, Симона послали к скритефингам, а Иоанна на острова Балтийского моря». Упоминаемый здесь Иоанн явно идентичен епископу Хилтину — Иоанну, назначенному в Бирку.

Таков круг известий Адама, рассмотреть которые необходимо для ответа на вопрос о таинственном епископстве Бирка во второй половине XI в. Основной путь истолкования, по которому пошли исследователи, заключается в том, чтобы обнаружить где — то на территории Швеции «вторую Бирку», ошибочно отождествленную Адамом с древней Биркой-Бьёркё. Эту Бирку помещали в самых разных местах — от Ёталанда до Аландских островов, но все предлагавшиеся гипотезы совершенно фантастичны.