Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Общества древнего мира

Общества древнего мираВопрос о понятиях «свободный» и «раб» обстоятельно обсуждался на дискуссии о свободных на древнем Востоке, которая состоялась в Ленинграде в 1975 г. . Основным докладчиком по этой теме выступил И. М. Дьяконов, который высказал предположение о необходимости пересмотреть принятое в настоящее время в нашей науке понятие «свободные» применительно к древнему Востоку. Как полагает И. М. Дьяконов, в подавляющем большинстве обществ древнего мира вообще не было свободных в полном смысле этого слова, и поэтому Геродот был прав, называя всех персов, за исключением царя, рабами. По мнению И. М. Дьяконова, древневосточные языки не имели эквивалента для понятия «свободный», и само такое понятие могло сложиться только в греческих городах-государствах с их демократическим или олигархическим строем. На древнем Востоке, согласно предположению И. М. Дьяконова, были только «освобожденные», т. е. освобожденные от тех или иных обязанностей. Если для античных государств было характерно противопоставление рабства свободе, то для остального древнего мира верно будет только противопоставление рабства господству.

Если смотреть на древний Восток глазами греков или римлян, то можно согласиться с мнением о существовании там поголовного рабства. Однако такой подход не позволяет выяснить социальную структуру общества. Во многих странах древнего Востока царь мог считать любого подданного своим рабом, но фактически царские подданные, конечно, не являлись рабами, а, наоборот, в сборниках законов противопоставлялись рабам, и в экономическом отношении они вовсе не выполняли рабских работ в хозяйстве царя. Такие подданные, которых мы называем свободными, могли при желании менять свое местожительство и даже ездить из одного города в другой на заработки, и плата за ид труд устанавливалась по взаимному соглашению между работодателем и наемным работником.