Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Рабский труд

Рабский трудПриблизительно такая же картина наблюдается и в остальных странах древнего Востока, в которых рабство никогда не достигало такой ступени развития, чтобы можно было бы говорить о господствующей роли труда рабов в экономике. Рабский труд являлся только одним из типов производительного труда, и притом далеко не самым значительным по своей роли. Другими словами, рабы составляли лишь часть класса подневольных лиц, лишенных собственности на средства производства и эксплуатируемых внеэкономическим путем.

Чем это объяснить? Ведь рабство было оптимальной формой зависимости, а недостаток в военнопленных, которых можно было бы обратить в рабов, очень часто отнюдь не ощущался. Кроме того, не существовало никаких правовых или этических норм, которые помешали бы обращению десятков тысяч военнопленных, уведенных с их родных мест ассирийскими, вавилонскими или персидскими царями, в рабов.

Например, в 772 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II угнал в плен 27 тыс. жителей с территории древнего Израиля, большинству которых была отведена земля для самостоятельного ведения хозяйства с обязательством внесения в казну определенной части урожая. Завоевывая новые территории, вавилонские цари нередко уводили местных жителей в плен. Например, в 597 и 587 гг. из Иерусалима в Вавилонию было угнано около 12 тыс. мужчин, не считая женщин и детей. Среди этих пленников имелось не менее 1 тыс. ремесленников и 7 тыс. воинов. Источники характеризуют этот плен как рабское иго. Однако в действительности пленники в массе своей не были включены в дворцовое или храмовое хозяйство, а поселены в специально отведенных местах, в частности близ Ниппура. Сначала эти люди не имели права покинуть свое местожительство. Но постепенно многие из них стали вести самостоятельные рабовладельческие хозяйства. Позднее, после захвата Вавилонии персами, часть этих пленников вместе со своими рабами вернулась в Иерусалим, а оставшаяся часть по своему статусу уже не отличалась от других свооодных людей Вавилонии. Возвращение пленных иудеев на их родину было возможно, конечно, потому, что они не были рабами, так как персидское государство ахеменидского периода никогда не освобождало рабов. По приказу ахеменидских царей в плен уводили население ряда областей, а иногда и целые народы, когда они поднимали восстания против персидского господства. Большая часть таких пленников в рабство, однако, не обращалась.