Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Развитие биографического исследования

Развитие биографического исследованияИ все-таки — если не трудно проследить развитие биографического исследования на примере перехода от одного текста к другому, то гораздо менее успешным с точки зрения приемствен — ности представляется поиск в историографическом источнике следов литературного мастерства. В то время как первый российский биограф Михаила Пселла сформулировал проблему о будущем стилистического анализа произведения средневекового автора всего лишь несколькими предложениями, первый переводчик «Хронографии» на русский язык не обошел вниманием все аспекты описания, вплоть до применения режиссерских приемов. Есть огромная дистанция между восприятием исторического источника как памятника своего времени и применением к нему категории образности художественного произведения. В становление такого понимания исторического материала в русскоязычной византинистике следует включить и рассматриваемую здесь статью. Причем ее осмысление следует начать с финала, с настаивания на том, что следует думать не только об описанных событиях, но и о том, как они вводились автором в «Хронографию».

Именно признаки условного, творческого восприятия мира, найденные в произведении автора византийской эпохи подтверждают мысль Бицилли о М. Пселле как творце эпохи Ренессанса. Чуть осторожнее, не столь категорично, но все-таки не проходит мимо «совершенно несредневековой раскованности Пселла» и Я. Н. Любарский. Здесь любопытно еще одно совпадение — наблюдение над используемыми М. Пселлом художественными средствами вызывает у обоих исследователей ассоциации с творчеством Л. Н. Толстого.