Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Социальные низы

Социальные низыСделанные наблюдения позволяют утверждать, что проявившееся уже во время восстания 1637-1638 гг. представление, отождествлявшее местную шляхту с врагами «русского» народа — «ляхами», окончательно утвердилось в сознании социальных низов на территории Украины. Изгоняя шляхтича из его имения, выгоняли не только своего классового противника, но и врага «русского» народа — «ляха». Разумеется, реальная картина была более сложной. В предшествующие десятилетия ряды казачества активно пополнялись за счет разорявшейся мелкой шляхты. Значительная часть лиц, вошедших в состав новой старшинской верхушки, была шляхетского происхождения, но она уже выступала как особая привилегированная часть казачества. Складывался новый «русский» народ, лучшей, избранной частью которого становилось казачество.

Восстание было одновременно войной в защиту веры, против тех, кто «eipy хрестиянскую православную мечом викоре — няли». Поэтому восставшие «ксендзов позаб1яли, попустошили». Комиссары Речи Посполитой видели в начале 1649 г. в Переяславе разрушенные здания костела и коллегии иезуитов. На территории возникшего после восстания гетманства православная церковь становилась единственным допустимым вероисповеданием. Это, однако, не привело к росту роли и значения православного духовенства. Отношения между казачеством и духовной иерархией, осложнившиеся в годы правления Петра Могилы, не наладились при его преемнике Сильвестре Косове. С приближением восставших к Киеву митрополит покинул город, а позднее предлагал свои услуги комиссарам Речи Посполитой, направлявшимся на переговоры с Хмельницким. В итоге митрополит был задержан казаками и на время взят под стражу. Для одобрения своей власти и своих решений Хмельницкий обращался к авторитету иерусалимского патриарха Папсия и других приезжавших в Киев греческих иерархов. В конце концов православная церковь сохранила свой статус и свое имущество, но должна была подчиниться строгому контролю со стороны властей. Об этом говорят слова Хмельницкого, обращенные к митрополиту, когда тот в 1650 г. отправлялся на сейм хлопотать о правах православной церкви: «А ты, отче митрополите, если в тех наших речех заданных не будешь стоять на ляхов и аще бы инако помыслил наш совет переменити и на что новое изволити над нашу волю, то конечне будеш в Днепре». Утратившему своего патрона в лице православной шляхты, православному духовенству предстояло искать свое место в том новом «русском» народе, который сложился после восстания Хмельницкого.