Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Сознание социальных низов картина

Сознание социальных низов картинаВ сознании социальных низов картина выглядела иначе. Лидер православной шляхты Адам Кисель в рассказах о восстании фигурирует среди «поляков», которые вместе с гетманом М. Потоцким сражались против казацкого войска. Как королевский комиссар на переговорах с казаками, чтобы завоевать их доверие, Кисель постоянно подчеркивал, что он одной с ними веры и принадлежит к одному с ними «русскому» народу. Некоторых казаков он убедил в своем «русском» происхождении, но тем более предосудительным должно было выглядеть его поведение во время восстания. Запись польско-украинских переговоров начала 1649 г. сохранила слова сподвижника Хмельницкого полковника Джалалея: «J ty, Kisielu, kosc z kosci naszych, odszczepiles si§ prestaiesz z lachy». Православие Киселя также в этой среде вызывало сомнения. В начале 1649 г. посол Хмельницкого Силуян Мужиловский говорил в Москве о Киселе, что «он, Адам, уният, а не истинной христианин» и хотел привезти в Киев патриарха от папы. Панегирики православному волынскому шляхтичу кн. Илье Четвертинскому, помещенные в киево-могилянских изданиях, включали описания его подвигов в борьбе с «ребелли — зантами казацкими». Но такие действия, несомненно, формировали у казаков представление, что если эти люди и не являются «ляхами» по происхождению, то они присоединились к «ляхам» в их борьбе против «русского» народа. Духовная иерархия во главе с Петром Могилой не поддерживала казацкого восстания и тесно сотрудничала с «ляхами» и их пособниками. Преданность этой иерархии православию вызывала большие сомнения, тем более что, судя по высказываниям Мужиловского, в казацкой среде были какие-то сведения о переговорах с Римом, которые вели Петр Могила и Адам Кисель. Что касается «реестровых» казаков, то их, особенно верхушку, считали изменниками и предателями, отрекшимися от своего народа и веры.

Последствия утверждения таких представлений в сознании социальных низов проявились, когда началось в 1648 г. восстание Хмельницкого.