Галерея
6047 7339 7530 8125 8351 9044 9267 9476 9732 9950
Интересные записи
Прошлые записи
Топовые записи

Жертвенные захоронения

Жертвенные захороненияСреди приведенных выше отрывков из «Нихонги» довольно впечатляет случай с погребением вместе с покойным Ямато-хико его приближенных. Интересно, что для погребаемых в оригинале использованы не такие термины как «сэйко», «яцуко» , а описательное выражение, примерно равнозначное выбранному нами,— «приближенные». Как уверяет «Кодзики», «ограда из людей» была впервые сооружена именно вокруг мавзолея Ямато-хико. Хотя, по «Нихонги»,. погребение вслед за умершим было отменено через четыре года после этого случая и заменено захоронением заместителей-оберегов, похоже оно пережило запрет. Указ 646 г. снова — и, как кажется, окончательно — запретил этот обряд. Однако верно и то, что этот обычай если и существовал в древней Японии, то в качестве исключительного явления. Ни в одном из многочисленных курганов, раскопанных археологами, а среди них есть и такие, которые принадлежали высшей знати, нет и следа жертвенных захоронений. Для нас этот обычай интересен как единственное в своем роде проявление крайне жестокого отношения к категории зависимого населения, хотя и не называемого рабами.

Выразительную группу категории рабов составляют военнопленные, которых либо получали в дар из-за рубежа, либо захватывали в ходе войн с неяпонскими племенами на островах, «о среди них военнопленные-японцы не упоминаются. Любопытно, что почти не указываются рабы-корейцы, захваченные самими японцами: под эту категорию можно подвести, и то условно, один случай. А между тем японцы, по «Нихонги», вели в Корее активные и успешные боевые действия. Более того, военнопленных, очевидно, не всегда порабощали, и чем ближе к нашему времени, тем реже. Уже в глубокой древности, если верить хронологии, пленных айнов не всегда превращали в рабов, а включали в корпорации зависимых низшего ранга. На это же намекают и данные эпизода № 5. В даре правители Пэкче, например, военнопленные сознательно отделены от рабов. В этом и в других случаях также неизвестно социальное положение не только военнопленных, приносимых в дар из-за рубежа, но и рабов. В связи с этим полезно напомнить следующее. Под 126 годом «Нихонги» сообщает: после очередного неудачного восстания эмиси их вожди «склонили головы до земли и явились, выражая глубокое почтение и приняв наказание, они преподнесли свои земли. И тогда помиловали тех, кто покорился, и казнили смертью непокорных», но не говорится, что поработили. В «Нихонги» содержится замечание, относимое к 193 г., о том, что страну кумасо из-за бедности не стоит покорять ; правда, высказан совет покорить Силла. Но когда в 365 г. против Силла, задержавшей присылку дани, была послана японская экспедиция, японский военачальник «убил несколько сот, взял в плен людей четырех деревень и вернулся » . Судьба пленных опять же неизвестна, так как ничего не говорится об их порабощении. Далее, когда в 544 г. к берегам провинции Коси пристала лодка с сушэнями — народом, обитавшим в Приамурье, их не обратили ни в рабов, ни в бэминов, а создали вокруг них легенду как о злых демонах.